Previous Entry В избранное Поделиться Next Entry
Лондон: Темза
freemanincruise



Лондон, пожалуй, первый в моей жизни город, расположенный на судоходной реке, но сумевший при этом затмить энтузиастскую тягу к воде чем-то еще более интересным. Первое плотное знакомство с Темзой произошло только на третьи сутки после прибытия в город, да и то, когда не обращать на нее внимание стало уже совсем неудобно.
Несмотря на скромные по нашим меркам характеристики (длина всего 334 км), об этой реке не слышал, наверное, только глухой.  Темза, наверное, одна из первых ассоциаций, возникающих при упоминании самого Лондона. Река запечатлена в фильмах и литературе совершенно различных жанров и времен. Понятно, что просто так подобную известность получить трудно, и основная заслуга Темзы в том, что на протяжении нескольких сот лет она была одной из самых крупных транспортных артерий британской столицы.  В силу особенностей климата и ландшафта Темза очень редко замерзает и имеет хорошие глубины. Во время приливов до города (50 км от устья) могут дойти даже некоторые современные морские суда, а морской порт был вынесен из черты Лондона ближе к морю относительно недавно - в 1975 году. Не преувеличу, если скажу, что без Темзы не было бы самого Лондона. Что именно приглянулось тут римлянам сказать трудно, но именно здесь в начале нового летоисчисления был основан город-порт Лондиниум, явившийся прообразом нынешнего города.
Темза - деловая река. Нарядными набережными украшена лишь небольшая ее часть, значительно меньшая, чем можно было бы ожидать в богатом столичном городе. Вплоть до середины ХХ века склады и предприятия располагались у самой воды, практически напротив здания парламента. Они и сейчас остались на берегах на удаленных от центра участках города.
Несмотря на то, что в наши времена транспортно-деловая роль реки сходит на нет, совершить путешествие по Темзе особого труда не составляет. Самое трудное при этом - выбрать направление и вариант: десятки маршрутов, сотни, если не тысячи единиц флота, совершенно различных форм, размеров и годов постройки, предлагают всем желающим туристические прогулки по реке продолжительностью от нескольких минут до целого дня.







При желании, можно отправиться в путешествие вверх (из 334-х километров собственной длины река судоходна на протяжении 311-ти) или вниз по течению - в сторону "Темзенского барьера" и Северного моря.
Интересно, что те, кто предпочитают водным прогулкам пешие, имеют не меньше возможности познакомиться с Темзой. Специально для них на протяжении 296 километров (то есть практически вдоль всей реки) проложена пешеходная тропа, являющаяся официальным туристическим маршрутом Великобритании (Thames Path). Думаю, что подробное исследование Темзы может быть предметом отдельной многодневной поездки в Великобританию. Конечно, покорять такие расстояния в наши планы не входило, поэтому далее предлагаю небольшое знакомство, наверное, с самым популярным участком Темзы: от здания парламента до Гринвича.

Чуть выше по течению от здания парламента расположена набережная Миллбанк, пожалуй, последнее интересное основной массе туристов место на Темзе вверх по течению. Из интересного тут - галерея Тейт - частное собрание произведений английского искусства, разросшееся до самой большой в мире коллекции. Для предпочитающих уличные прогулки вдоль набережной расположен удивительно тихий парк с видами на темзенские мосты.

Кстати, здание слева от моста на фотографии выше - это ни что иное, как центральный офис британской разведки МИ-6.

Темзенские мосты (на фото выше - мост Vauxhall) - неотъемлемая часть самой Темзы. Как я уже писал выше, сам Лондон, собственно, когда-то начался с моста. Однако, несмотря на это, ныне существующие мосты Лондона в отличие, например, от римских не могут похвастаться многовековой историей. В погоне за прогрессом практически все они уже не раз перестраивались и большинство имеющихся созданы в XX веке.
На фото ниже еще один - Ламбетский мост. Ну, чтобы совсем уж не скучать - в обоих концах моста находятся скульптуры ананасов в честь некоего господина, который впервые сумел вырастить ананасы в Англии. А в окраске моста преобладает красный цвет, символизирующий цвет скамеек в Палате Лордов английского парламента.

Прямо у здания парламента через реку перекинут Вестминстерский мост. Нынешняя конструкция, конечно, современная, но первый мост в этом месте был построен в 1740 году и был одним из первых мостов в Лондоне.

Близость парламента повлияла и на этот мост. Окрашен он в зелёный цвет, символизирующий цвет сидений в Палате общин.

В нижеприведенном ракурсе Вестминстерский мост, конечно, гораздо более известен. Лет в пять от рождения я увидел что-то подобное в "Международной панораме" :).

На противоположном берегу, наискось от здания парламента, возведен, на первый взгляд, не совсем уместный для исторической части города объект.  На момент постройки (2000 год) колесо обозрения "Око Лондона" ("London Eye") являлось самым большим в мире. Однако сейчас 135-метровый диаметр лондонского аттракциона является уже третьим в мире после сингапурского и китайского аналога.
Прямо "под колесом" находится здание с широкими крыльями - бывшая мэрия города, части которой теперь занимают различные музеи, в том числе, лондонский аквариум Sea Life.

Оба берега Темзы в этом месте являются самыми насыщенными достопримечательностями местами на реке. Отсюда начинают свои маршруты и большинство речных прогулочных судов.

Возвращаясь к мостам - немного удивило, что лондонские переходы (за исключением единиц) абсолютно не претендуют на звание достопримечательностей, как это принято во многих столицах. Большинство мостов через Темзу низкорослы, мрачны и гладкобоки.

Более-менее заметным силуэтом выделяется мост Миллениум. Впрочем, оно и понятно - Норман Фостер незаметных вещей не создает. На южном берегу Темзы около моста расположено здание галереи Тейт-Модерн, совсем недавно переделанного из самой настоящей тепловой электростанции. Кстати, между двумя галереями (Тейт и Тейт-Модерн) курсируют кораблики специального маршрута.

Мост Миллениум - самый молодой мост центрального Лондона, открыт в 2000 году и является еще одним сооружением, специально построенным к празднованию встречи нового тысячелетия. Появление моста не обошлось без приключений. Спустя некоторое время после официальной церемонии открытия, на которой присутствовала сама Ее Величество, мост пришлось временно закрыть для устранения непонятых колебаний, которые он начинал совершать при сильном ветре. Сейчас все проблемы устранены и Миллениум пользуется популярностью.

Ниже по течению, за Тейт-Модерн стоит многоугольное здание с единственной в центре Лондона соломенной крышей. Это реконструкция шекспировского театра "Глобус", возведенная в 1997 году практически на том же месте. В настоящем "Глобусе" состоялись премьеры многих пьес Шекспира. Тот "Глобус" открылся в 1599 году, а в 1613-м из пушки, задействованной в спектакле "Генрих VIII", вылетела искра, и театр погорел.
В театре только естественный свет (в крыше - дыра посередине), нет микрофонов, шекспировские пьесы играют в оригинальном, не усеченном варианте, партер во время спектаклей стоит (как и в елизаветинском театре; приносить раскладные стулья запрещено), а на актерах даже нижнее белье, как при Шекспире, - льняное. Только вот продержаться до конца неусеченной пьесы очень трудно - из-за деревянных скамеек. Тем, кто сидеть «как при Шекспире» больше не может, за £1 пойдут на уступки: выдадут мягкую подушку.


Здание галереи Тейт-Модерн - весьма символичный объект. И речь не о собрании предметов искусства внутри. Это символ того, как тысячелетний торговый и промышленный город постепенно преображается. Темпы этого преображения особенно ускорились в последние десятилетия. Чтобы наилучшим образом понять, о чем идет речь, приведу несколько выдержек из путеводителя.
Прогуливаться по южному берегу Темзы еще лет двадцать тому назад никому бы и в голову не пришло. Когда в 1980-х Теренс Конран, дизайнер, ресторатор и вообще крайне деятельный англичанин, приглядел здесь место для нового ресторана, в успех не верил никто. «Деньги никогда не переплывут на тот берег реки», - сказали Конрану. До 1990-х южный берег Темзы служил изнанкой северного. Самыми знаменитыми учреждениями лондонского юга всегда были сиротские дома, богадельни, бордели, притоны, тюрьмы, кладбища. В XVIII веке, для полноты картины, стали открываться отравляющие воздух сыромятни, красильни и всевозможные цеха. На одной улице, вблизи рынка, могло пахнуть клубникой, на другой - клеем, на третьей - сырой кожей, на четвертой - собачьим дерьмом. На пятой все эти запахи перемешивались в то зловоние, которым район и славился. В газетах сообщались душещипательные подробности местной жизни: покойников выкапывают из земли, из их жира делают свечи, а мясо продают на корм собакам.
Сейчас все по-другому. К 2000 году южный берег Темзы превратился в лондонский плацдарм для воплощения самых диких дизайнерских идей. Здесь галерея Тейт-Модерн Херцога и де Мерона, мост Миллениум Энтони Каро и Нормана Фостера, здание мэрии того же Фостера в форме яйца, самое высокое в мире чертово колесо с кабинами в виде космических капсул. Набережная - еще и центр реинкарнаций: недавно здесь был заново отстроен шекспировский театр «Глобус», та же Тейт была переделана из электростанции, местные рестораны - из доков или мясокомбината. Берег, вдоль которого расположены почти все местные достопримечательности, превратился в первостатейный городской променад. По нему ездят велосипедистки в коротких юбках и на каблуках; бегают трусцой даже в минусовую температуру клерки в спортивных трусах. Вид на северную набережную (Парламент, Сомерсет-хаус, собор Святого Павла, Сити и Тауэр) - превосходный.


Следующим мостом вниз по течению после Миллениума является мост Саутворк, названный по имени ближайшего южнобережного района. К сожалению, познакомиться с самим районом и с южным берегом вообще в эту поездки не удалось, но интрига места явно достойна того, чтобы запланировать знакомство с ним в будущем.



Уже виден самый последний по течению и самый известный мост Лондона - Тауэрский, но прежде чем рассказать о нем, стоит остановить взгляд на очередном, и совершенно неприглядном мостовом переходе через Темзу. Удивительно, но и название у него как-будто специально самое-самое обыденное - просто Лондонский мост.

Только сверившись с путеводителем можно обнаружить, что именно Лондонский мост (London Bridge) связывает два берега Темзы уже две тысячи лет и именно он, собственно, стал причиной основания города. Правда, римский деревянный мост и его предполагаемые преемники стояли чуть восточнее нынешнего. Там же находился и легендарный каменный мост XII века, весь застроенный домами. В 1760 году его полностью очистили от строений, а в 1832 году возвели новый мост на нынешнем месте. В 1968 году его в свою очередь было решено заменить новым, более широким, который стоит и теперь.

Чем дальше по течению, тем все меньше столичного лоска на южном берегу. Медленно, но верно Темза-деловая затмевает Темзу-культурную. Все больше домов с заметным издали словом "Wharf" на фасаде, все ближе Доклендс. Но обо всем по порядку.

Прежде чем полностью погрузиться в Доклендс, возникший относительно недавно на территории выведенного за черту города гигантского лондонского порта, отметим еще пару объектов, достойных внимания. Объекты, весьма известные, поэтому, на мой взгляд, не сильно интересные для досконального исследования - вполне достаточно внешнего осмотра.

Рядом с Тауэрским мостом заметным силуэтом выделяется местный крейсер "Аврора", который участвовал во Второй мировой и в войне в Корее 1950-1953 годов. 7-палубный крейсер "Белфаст" сейчас работает музеем.





Кстати, "Белфаст" является единственным в Европе дожившим до наших дней лёгким крейсером, участвовавшим во Второй мировой войне.
Прямо за крейсером в "стеклянном яйце" заседает мэрия Лондона.

Автор сооружения - все тот же Норман Фостер (автор моста Миллениум) - подарил городу к новому тысячелетию сразу несколько сооружений из стекла и бетона. Споры по поводу их внешнего вида и расположению не утихают до сих пор. По вопросу мэрии масса спорщиков разделилась на тех, кто считает, что здание похоже на приземлившееся НЛО и тех, кому оно напоминает ангар для космолета.

Напротив мэрии, на северном берегу, самая знаменитая крепость Англии - Тауэр. Описание истории этого сооружения вполне может заполнить отдельную главу рассказа. Однако в планы автора это совсем не входит. Говорят, чтобы исследовать все крепостные входы и выходы, ворота, лазы, башни, а также королевский арсенал, места заточений и казней, хранилище с королевскими драгоценностями, потребуется как минимум часа три.



Рядом с Тауэром - одноименный причал - средняя точка речного маршрута по Темзе.

БОльшая часть пассажиров покидает судно, видимо, стремясь поскорее прикоснуться к сокровищам Тауэра. В дальнейший путь отправляются единицы. Совершенно несправедливое, на мой взгляд, распределение, ведь именно за Тауэрским мостом заканчивается музейно-открыточный Лондон и начинается самое интересное...

Сам Тауэрский мост построен в 1894 году. Несмотря на всю свою помпезность, ни к какому событию он не приурочен, никакому народному герою не посвящен. Все банально - в конце XIX века в период грандиозного роста Лондона понадобилась новая переправа через реку, так как имеющийся рядом Лондонский мост с потоком людей не справлялся. В проведенном по случаю конкурсе победил именно этот проект.



Так как мост является ближайшим мостом к порту и в момент постройки находился практически на него территории, то центральный его пролет сделан разводным. Мост разводится и сейчас, например, для пропуска небольших круизных судов.

В неразведенном состоянии мост может пропускать только прогулочные суда. Шустро ныряя под главный пролет, через несколько минут мы оказываемся в совершенно ином Лондоне.








Это начало района Доклендс. Говорят, нигде в Лондоне так не чувствуется, что Британия когда-то правила морями, как у Темзы за Тауэрским мостом. Именно здесь начинается бывший грузовой порт, когда-то самый большой на свете. В XIX веке сюда стекались богатства со всей империи. В 1960-х годах лондонский порт перевели в Тилбери, и доки стояли заброшенными два десятилетия, пока эти районы города не стали перестраивать под офисы, квартиры, галереи и рестораны.

В римские времена и средневековье корабли пришвартовывались в основном к берегам на территории нынешнего Сити или Саутворка. Однако при таком размещении корабли становились легкой добычей воров, а также серьезно вставала проблема нехватки мест у берега. Первые Доки, построенные в 1696 году, были призваны решить эти проблемы путем предоставления просторной защищенной и охраняемой стоянки для судов с местом для примерно 120 кораблей.

Обычно каждый док имел специализацию на определенном товаре. Например, Доки Сюррея специализировался на бревнах, Миллуолл принимал пшеницу, Санта-Катарина специализировалась на шерсти, сахаре и каучуке. Докам требовалась целая армия рабочих, особенно рабочих на лихтеры, чтобы доставлять грузы с корабля на склад, и рабочих на пристани, которые работали с грузом на берегу. Рабочие обычно собирались в пабах по утрам, где их отбирали практически случайным образом бригадиры. Для этих рабочих это была практически лотерея, получат ли они сегодня работу, как следствие зарплату и еду, в каждый конкретный день. Такой способ найма практиковался вплоть до 1965 года.

Последний свой расцвет доки испытали в 1950-х в ходе послевоенного восстановления. Конец пришел неожиданно где-то между 1960 и 1970, когда корабелы стали активно переходить на контейнерный  способ перевозки грузов. Лондонские доки были неспособны принять гораздо большие чем раньше корабли, требовавшиеся для перевозки контейнеров и портовая индустрия переместилась в более глубоководные порты в Тилбери и Феликстоу. С 1960 по 1980 все лондонские доки были закрыты, оставив после себя около 21 кв.км. покинутой земли в восточном Лондоне. Безработица была очень высока, а нищета и другие социальные проблемы встали очень остро.

Правительство Маргарет Тэтчер  развернуло программу модернизации Доклендса, и сейчас они превращены в основном в жилые и коммерческие здания. Название "Доклендс" впервые было употреблено в правительственном докладе о планах развития в 1971 году, но с тех пор уже стало абсолютно всеми используемым.









Пейзажи Доклендс, поистине захватывающие. Восстановленные исторические здания (большая часть из которых ранее была отдана под портовые склады - ромовые, кофейные, сахарные, банановые, апельсиновые, перечные и ковровые) сменяются современными, выполненными в своеобразном "портовом" стиле - то тут, то там современные дома украшают имитации портовых кранов, лебедок, дымовых труб пароходов и каких-то совершенно безумных конструкций. Дополняют пейзажи разводные мосты через каналы, ведущие во внутренние заливы доков, и бесконечные причалы.
















Очередная "щель" между домов - на самом деле, вход в Риджентский канал, соединяющий Темзу с огромной разветвленной сетью внутренних каналов Англии.

Каналы Англии  - это совершенно отдельная  и очень интересная история. Несомненно, путешествия по английским каналам могут быть идеей отдельного путешествия. Краткое описание небольшой прогулки по одному из них я дам в одной из будущих частей этого рассказа, а сейчас мы продолжаем движение вниз по Темзе вглубь прибрежного района Доклендс.

























Надпись на одном из строений по правому берегу свидетельствует о еще одном уникальном инженерном сооружении. Именно здесь под Темзой проходит туннель.

Сейчас ничего необычного в этом нет, но этот туннель, построенный в 1825-1842 годах, стал первым в мире туннелем, сооруженным под большой рекой. Идея постройки возникла в связи с все той же необходимостью связать оба берега Темзы - нужен был легкий переход на быстро осваиваемый и растущий южный берег. Именно здесь автором стройки инженером Брюнелем впервые был применен, так называемый, щитовой способ рытья туннелей, с учетом соответствующей автоматизации и даже компьютеризации широко использующийся и в наши дни.

Однажды Брюнель наблюдал за тем, как корабельный червь прокладывает дорогу в твердой дубовой щепке. Брюнель заметил, что только лишь голова маленького моллюска покрыта жесткой раковиной. С помощью ее зазубренных краев червь буравил дерево. Углубляясь, он оставлял на стенках хода гладкий защитный слой извести. Взяв этот принцип за основу, Брюнель запатентовал большой чугунный проходческий щит, который проталкивают под землей домкратами. Рабочие смогли убирать из щита землю, а тот мог предохранять от обвала породы. Щит углубляется в породу, а другие рабочие укрепляют образовавшийся тоннель кирпичной кладкой.
Строительство туннеля стало своеобразным аттракционом для лондонцев - в какой-то момент за то, чтобы посмотреть на процесс, брали по 1 шиллингу - от желающих не было отбоя. Но в целом дела шли не гладко. Несмотря на всю революционность сооружения, рыли не более 3-4 метров в неделю, не обходилось без обвалов и метановых пожаров с жертвами. Через несколько лет спонсоры потеряли интерес к стройке и она была остановлена на семь лет. Но остановка пошла на пользу - Брюнель нашел не только деньги, но и существенно модернизировал сам процесс и за следующие 5,5 лет успешно закончил строительство 396-метрового туннеля. Несмотря на то, что длина туннеля по нынешним меркам совершенно нерекордная - это был триумф человеческой инженерной мысли.
Нелегкая судьба ждала туннель и после постройки. Интерес к строительству сменился у обывателей на страх перед использованием его по назначению. В итоге, через 20 лет после постройки он был продан железнодорожной компании для организации движения поездов и до 1962 года проработал именно для этих нужд без единого капитального ремонта. В XX веке творение Брюнеля испытало сразу несколько реконструкций, а перед открытием после последней - в марте 2010 года - на два дня стало доступно всем желающим для осмотра. Выглядело это примерно так:









За очередным изгибом Темзы появились признаки резкой смены пейзажа. Неожиданно из-за кирпичных невысоких зданий уже описанного типа стали вырастать пирамиды из стекла и бетона района Кэнэри-Уорф (Канарский причал).
Большая программа в 1980-х -1990-х  превратила огромную территорию Доклендс в смесь жилых домов, коммерческих зданий и легкой индустрии. Главным символом этих огромных усилий стал проект Кэнэри-Уорф, в ходе которого были построены самые высокие здания Британии и был создан второй финансовый центр в Лондоне.





Своё название Кэнэри-Уорф получил благодаря причалу № 32 на набережной West Wood Quay. Этот причал был построен в 1936 году для фирмы Fruit Lines Ltd, дочерней компании Fred. Olsen Express, занимающейся перевозкой фруктов из Средиземноморского региона и, в частности, с Канарских островов.



Кэнэри-Уорф был построен на месте West India Docks на Собачьем острове, который на самом деле является полуостровом, с трёх сторон омываемым Темзой. С 1802 года док был одним из самых оживлённых доков в мире, пока в 1950-х не пришёл в упадок в связи с появлением более эффективных контейнеровозов и сокращением количества экспортируемых из Лондона товаров.

Кэнэри-Уорф является главным конкурентом исторического финансового и делового центра британской столицы - Лондонского Сити. Здесь находятся три высочайших здания Великобритании: One Canada Square, 8 Canada Square и Citigroup Centre. Стальная башня One Canada Square - самое высокое из них (237 метров) изображена в центре следующего фото.



При путешествии по воде, Темза меняется совершенно молниеносно. Через несколько минут из суперсовременного "лондонского Манхеттена" XXI века мы перенеслись лет на 300 назад - в самое начало XVII века.
Это причалы Гринвича - "морских ворот" Лондона.
Гринвич - историческое предместье, а теперь - административный округ на юго-востоке британской столицы, на правом берегу Темзы, издавна тесно связанный с Британским флотом. Гринвич знаменит тем, что является нулевой точкой отсчёта долготы и часовых поясов земного шара. Нулевой меридиан исторически связан с Гринвичской обсерваторией.





В Гринвич мы еще вернемся позже, ведь он явно заслуживает более подробного знакомства. А повествование о прогулке по Темзе подходит к концу.
Основная масса прогулочных маршрутов заканчивается именно в Гринвиче, но некоторые компании совершают чуть более длинные поездки до заградительной плотины - "Темзенского барьера". В этом случае в поле зрения туристов попадет еще несколько объектов. Например, монументальное здание Гринвичской электростанции, построенной в самом начале XX века и до сих пор успешно снабжающей энергией лондонский метрополитен.

На следующем повороте привлекает внимание белоснежный купол с воткнутыми в него беспорядочным образом "спицами".
Арена О2 - один из ведущих выставочных мировых центров, является частью огромного уникального развлекательного комплекса The O2. Строительные работы длились четыре года, и потребовали немало инженерной находчивости и фантазии, а также более 600 млн. фунтов инвестиций. Основой сооружения стал выставочный комплекс Millenium Dome, сооруженный в 1999 году к началу третьего тысячелетия. Открытая лишь в мае 2007 года, арена О2 успела стать первой в мире по количеству проданных билетов (более 2 миллионов).

Пожалуй, последним интересным и достижимым в ходе теплоходной прогулки по Темзе является потрясающие сооружения дамбы в устье Темзы (Thames Barrier). К сожалению, воочию увидеть их нам не удалось (наш конечный пункт был в Гринвиче), поэтому краткую справку о "барьере" дам на основе данных из интернета. Основное предназначение сооружения - защита Лондона от наводнений.
Наводнения угрожали Лондону на протяжении многих столетий. Периодически Темза, запертая ветром и нагонной волной, подтапливала целые районы. В наводнении 1928 года утонуло 14 человек, а катастрофическое наводнение (штормовой нагон) 1953 года унесло более 300 жизней в восточной Англии, чудом не достигнув города.
Территория, которая находилась в зоне риска - это 340 кв. км. суши, на ней расположены 500 000 зданий, 98 ж/д станций, 400 школ и 16 больниц. В зоне риска проживали 1,25 млн. человек. Потенциальный ущерб от наводнения оценивался в £30 млрд. Решение защитить город было принято в 1972 году. На протяжении десятков километров берега реки были укреплены и наращены. В черте города появились высокие каменные набережные. Были построены две плотины, сдерживающие и регулирующие напор воды. Комплекс сооружений стоимостью в полмиллиарда английских фунтов был завершен в 1984 году.


Ширина барьера от берега до берега около 520 метров. Четверо главных ворот имеют ширину 61 метр, высоту 20 метров, вес около 3700 тонн и могут противостоять общей нагрузке более чем 9000 тонн. Всего в барьере 10 подвижных затворов (4 больших и 6 малых). В обычном положении ворота лежат на дне реки, и суда проходят между опорами свободно. При угрозе подъема воды все ворота поворачиваются на 90 градусов и становятся сплошной стальной стеной.



Кроме своей основной функции - защиты города от нагонной волны, Thames Barrier стал местом паломничества туристов и включен во многие экскурсии по городу. Ежегодно комплекс посещает около 70000 туристов из разных стран. Это стало возможным благодаря созданию специального Центра для посетителей, где гости изучают анимированную модель Барьера и знакомятся с аудиовизуальными программами, поясняющими механизм работы Барьера и его роль в защите города.
Операции по перекрыванию затворов проводятся довольно регулярно и они становятся для туристов настоящим шоу. Всего за 21 год существования Барьера проведено 92 операции по перекрыванию.


Расстояние в 61 метр между опорами позволяют проводить вверх по Темзе даже авианосцы.

Как я уже заметил в начале этой части, хоть Темза и знаменитая река, но сам Лондон явно перевешивает ее в плане интересностей. В общем, возвращаемся на землю, а, напоследок, еще несколько речных фото.






>> Часть 7. Доклендс.

Вы читаете freemanincruise